Как правильно провести инвентаризацию: практические рекомендации

Инвентаризация – это необходимая процедура, которая проводится каждый год всеми предприятиями. Ее цель – проверить нынешнее соответствие данных бухучета и фактическое положение дел (соответствие факта имеющимся данным).

Однако, не все компании понимают всю степень важности и необходимости этого процесса, превращают инвентаризацию лишь в формальность. Но только в процессе этой процедуры можно действительно обнаружить несостыковки в средствах и имуществе предприятия.

Процесс инвентаризации
Studio shot of young woman working in office covered with adhesive notes

Этот процесс нужно совершать:

  1. Если компания сдает свое имущество в аренду, продает его и т.д.
  2. Составляется финальная отчетность бухгалтера за прошедший год.
  3. В случае замены хозяина, директора и любых других лиц, которые имели доступ к ресурсам
  4. фирмы.
  5. Если произошли непредвиденные, чрезвычайные ситуации как в самой компании, так и в ее окружении.
  6. При переименовании, смены деятельности или закрытии фирмы.

Что нужно проверять?

Инвентаризации подлежит все имущество и финансы, независимо от того, где все оно находится. Лица, назначенные ответственными за инвентаризацию должны в обязательном порядке проверить:

  1. Активы, которые не связаны с деньгами.
  2. ОС.
  3. Денежные вложения.
  4. Чеки с расчетом с действующими поставщиками предприятия, растраты на налоги и т.д.

Проверять необходимо не только лишь имущество и средства, которые принадлежат компании. Ей также подлежат ценности, прав собственности на которые предприятие не имеет. Для корректности проведения инвентаризации все нюансы ее выполнения должны быть зафиксированы в учетной политике самого предприятия.

Проверка имущества

Проверка выполняется следующим образом:

  1. Первоначально создается приказ о выполнении подобной формы контроля.
  2. Создается комиссия по инвентаризации, прописывается как должности, так и имена людей, участвующих в процессе.
  3. Оговариваются сроки, в течение которых будет выполняться проверка имущества.
  4. Каждое материально-ответственное лицо, участвующее в ходе проверки, составляет расписку.
  5. На каждое МОЛ создается распечатка инвентаризационной описи, которая является стандартной формой.

После того, когда этап подготовки был выполнен, проводятся следующие действия:

  1. Специалисты проверяют, подсчитывают, взвешивают, проверяют на наличие абсолютно все, что подлежит инвентаризации.
  2. Создаются описи, отталкиваясь от полученных данных. Соответственно, делается пометка о недостатке, переизбытке либо полном схождении необходимых показателей. Дополнительно указываются причины имеющихся расхождений, если такая информация есть.
  3. Результаты, которые были получены в ходе проведения инвентаризации, будут оформляться должным образом. На этом же этапе лица, которые были уличены в некорректном учете имеющегося имущества предприятия, могут быть привлечены к ответственности.

После того, как выполнилась работа над ошибками после полученных результатов инвентаризации, необходимо помнить, что:

  1. Процесс работы над ошибками и корректировки данных должен оканчиваться до сдачи отчетности по предприятию в налоговую инспекцию.
  2. Все ошибки, которые были определены, должны датироваться или 31 декабрем года, за который составляется отчет, либо на дату окончания инвентаризации.

Если бухгалтерская отчетность на данный момент уже была сдана, никакие поправки в нее не выносятся. Имеющиеся ошибки будут корректироваться в новом году.

Если с недостачей все понятно, то в случае появления излишков их можно отнести либо к категории основных средств, либо МПЗ. Чаще всего причиной их появления является некорректно проведенная ранее инвентаризация либо ошибки, которые до этого были допущены при работе специалистов.

Национальная аудиторская компания НАКА — все виды бухгалтерских услуг и сопровождения бизнеса

Обсуждение закрыто.